Запись на прием
Оставьте ваши контактные данные и мы свяжемся с вами
Нажимая кнопку вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Методики


Лечебная гимнастика
В общем комплексе работы с детьми с ОВЗ лежит лечебная и адаптивная физкультура. 
Основные задачи лечебной физкультуры: 
  • восстановить функции поражённых органов и систем;
  • предупредить прогрессирование заболеваний и ликвидировать функциональные расстройства организма, связанные с обездвиживанием; 
  • активизировать деятельность сердечно-сосудистой системы и улучшить кровоснабжение органов и тканей; 
  • стимулировать дыхание, обменные процессы и повысить общий тонус организма.

Основная форма ЛФК – лечебная гимнастика – это метод лечения  и, следовательно, должна применяться строго индивидуально, по назначению и под контролем врача.

ЛФК относится к медицинской дисциплине. И здесь ключевое слово – лечебная, потому что основной упор идёт на лечение, немедикаментозное восстановление и профилактику двигательных функций, улучшение работы отдельных систем и органов, нервной системы. По сути это комплекс упражнений, направленный на решение конкретной задачи: например, увеличение подвижности сустава, изменение формы стопы (плоскостопие), нарушение осанки. Специалисты ЛФК работают с детьми, ориентируясь на индивидуальную программу развития, что позволяет к каждому подобрать соответствующий комплекс.

Специалисты АФК также работают на основе диагностических программ, которые оценивают двигательные возможности ребёнка. Но данное направление относится к педагогической дисциплине. В отличие от ЛФК, адаптивная физическая культура затрагивает не только проблемы двигательного восстановления, но и вопросы социализации, коммуникации, восприятия себя и других. То есть в АФК, кроме физических упражнений, одной из основных целей становится адаптация к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями. Поэтому на занятиях используют игровые методы, приёмы сенсорной интеграции.
Грудничковое плавание. Гимнастика в воде
Сегодня существует множество ранних методик развития и оздоровления младенцев, и одно из популярных направлений в ЛФК и АФК – грудничковое плавание и гимнастика в воде (адаптивное плавание).

Такая методика полезна почти для всех малышей. Но бывают случаи, когда эта процедура для некоторых новорождённых назначается врачами по медицинским показаниям. Гимнастика в воде включается в процесс комплексной абилитации/реабилитации при достижении ребёнком возраста 1 месяца. Этот метод обеспечивает мягкое воздействие и подходит большинству детей с последствиями поражения ЦНС, даже тем, для кого абилитация организуется в щадящем режиме. 

Плавание рекомендуется в лечебных целях в случае, если у малыша:
  • церебральный паралич
  • гипертонус/гипотонус мышечной ткани
  • заболевания суставов
  • нарушения опорно-двигательной системы
  • большой недобор в весе
  • искривление шейных позвонков.

Различные исследования доказывают, что раннее плавание положительно влияет на организм малыша. Пребывание в водной среде позволяет организму стать более устойчивым к температурным перепадам, закаляет его. Как следствие, формируется крепкий приобретённый иммунитет, снижается риск подхватить вирусное заболевание. Дети, занимающиеся плаванием с грудного возраста, болеют значительно реже своих сверстников.

Польза грудничкового плавания очевидна и для сердечно-сосудистой системы. Во время пребывания в воде давление компенсаторных сил уменьшается, кровь начинает циркулировать быстрее. Постепенно это приводит к укреплению сердечной мышцы и сердечно-сосудистой системы в целом.

Даже небольшие физические нагрузки в воде способствуют развитию опорно-двигательного аппарата. По статистике плавающие дети быстрее начинают ползать, раньше сверстников делают свои первые шаги. Ранние плавательные упражнения формируют мышечный корсет и правильную осанку, что позволяет избежать развития заболеваний, связанных со спиной и позвоночником.
Когда ребёнок плавает, он рефлекторно задерживает дыхание. Во-первых, это улучшает работу дыхательной системы. А во-вторых, активирует образование в крови эритроцитов и увеличивает уровень гемоглобина. Плавание нормализует артериальное давление. А ещё способствует увеличению аппетита, поэтому ребёнок лучше набирает вес.

Несомненный плюс и в том, что вода обладает успокаивающим эффектом. Младенцы, приученные к плаванию, более спокойные и менее боязливые. Но самое главное, плаванье – это прекрасное развлечение, которое дарит новые ощущения малышу.

В нашем центре абилитации занятия по грудничковому плаванию и гимнастике в воде проводятся в ванне и малом бассейне. 
ПНФ терапия
ПНФ терапия – одна из наиболее эффективных методик кинезиотерапии (*лечебно-профилактический метод, в основе которого лежит использование средств физической культуры для более быстрого и полноценного восстановления здоровья и предупреждения осложнений заболевания), лечение движением. Это реабилитационный метод, в основе которого лежит идея, что все люди, и дети с ДЦП в том числе, обладают неиспользованным двигательным потенциалом.

Данный метод позволяет добиться выполнения движений, которые пациент по каким-либо причинам не может произвести самостоятельно. Ключевая задача – помочь пациенту достичь максимально возможного для него уровня функционирования.

Аббревиатура ПНФ (PNF) расшифровывается как проприоцептивное нейромышечное облегчение. Ощущение своего тела (проприоцептивная чувствительность) формируется в мышцах за счёт определённых рецепторов, реагирующих на сжатие и растяжение. Позже произведённая в мышцах, сухожилиях, связках и суставах информация передаётся в центральную нервную систему, где формируется система движений всего тела.

Здоровый человек даже в расслабленном состоянии может почувствовать положение своего тела и отдельных его частей. Вследствие определённого ряда травм и заболеваний проприоцептивная чувствительность может быть нарушена: человек не контролирует координацию движений, может не рассчитать их амплитуду, а в некоторых случаях не способен двигаться с закрытыми глазами или находясь в темноте.

ПНФ терапия направлена на восстановление процесса обмена информацией между мышцами и ЦНС. Методика помогает освоить те движения, которые либо еще отсутствуют в спонтанной моторике пациента, либо их количество оставляет желать лучшего. Используя специальные захваты, специалист стимулирует необходимые движения (паттерны движений) и добивается того, что постепенно пациент начинает выполнять необходимые действия самостоятельно.

Показания
Методика PNF применяется при различных заболеваниях и травмах, связанных с поражением ЦНС, и сопровождающихся нарушением двигательной активности (ДЦП, постинсультные состояния, травмы головного и спинного мозга, периферической нервной системы и др.); так же при реабилитации последствий травм (когда есть мышечная гипотрофия или контрактуры); при нарушениях осанки.
Бобат терапия
Бобат терапия – один из наиболее эффективных подходов к абилитации детей, которые имеют органические поражения, пороки развития ЦНС или неврологические последствия других заболеваний.

При рождении ребёнок наделён начальными рефлексами и неосознанными формами поведения (спонтанные движения конечностями, туловищем, сосание, поисковые рефлексы), которые существуют до трёхмесячного возраста.

С 3-го месяца жизни поведение малыша начинает регулироваться полученной к этому времени сенсорной информацией. Вот почему очень важно в этом возрасте непрерывное поступление зрительных, слуховых, тактильных, проприоцептивных (*информация, которую мозг получает от мышц, сухожилий и суставов нашего тела), вестибулярных стимулов. Все они после обработки соответствующими анализаторами используются головным мозгом для упорядочения моторных реакций.

При отсутствии каких-то стимулов (зрительных, слуховых и др.) или повреждении нервной системы мозг получает искажённую информацию, и ребёнок не развивается нормально. Возникают патологические приспособительные реакции, которые закрепляют неадекватные стереотипы поведения, приводят к вторичным осложнениям со стороны опорно-двигательного аппарата в виде атрофий, контрактур, деформаций.

Бобат терапия предусматривает применение особых стимулов и воздействий, направленных на вовлечение повреждённых структур центральной нервной системы, стимулирования взаимодействия ЦНС с другими системами, подавление неправильных поз и моторных алгоритмов, развитие правильной моторики, стимулирование правильных поз. Она обучает правильному расслаблению и напряжению мускулатуры, снимает спазмы, устраняет контрактуры и деформации суставов.

Концепция Бобат основана на факте, что мозг человека обладает пластичностью и способен к реорганизации, т. е. здоровый участок мозга может обучаться и выполнять те задачи, которые ранее выполнялись ныне больным участком мозга. Еще в 1943 году на основе своего физиотерапевтического опыта Берта Бобат обнаружила, что спастические состояния детей с ДЦП ослабевают или полностью пропадают после определённых движений и принятия определённых поз. Если определённые движения и позы могут ослабить или снять спазмы, значит, можно по результатам наблюдения за пациентом разработать гимнастические упражнения, способные улучшить состояние или даже излечить многих пациентов.

Больше всего Бобат терапия показана детям с ДЦП на первом году, помогая физическому развитию недоношенных детей, обеспечивая развитие недоношенного малыша по месяцам до одного года. Успешно лечит задержку общего развития, показана детям с задержкой моторного и психомоторного, а также психического, речевого и социального развития ребенка.

Показания:
При ДЦП
При центральном параличе
Для устранения нарушений движения и равновесия
Для снятия нарушений восприятия положения собственного тела
Для снятия задержки психомоторного развития
Для снятия спазма конечностей
Для реабилитации после инсульта.

Противопоказания:
Эпилептикам в период активных приступов
Лицам с выраженными психическими расстройствами
При наличии острых воспалений и лихорадочных состояний.

! Бобат терапию можно начинать в любом возрасте ребёнка, но наилучшие результаты достигаются при раннем вмешательстве – до трёхмесячного возраста, в период первичного сбора сенсорной информации. 
Войта терапия
Войта терапия — эффективный метод восстановления и формирования двигательных навыков у детей и взрослых с поражением центральной нервной системы (ДЦП, рассеянный склероз и др.), заболеваниями позвоночника, тазобедренного сустава, параличом конечностей или их деформацией, травмами конечностей, атрофией мышц, расстройством функций жевания, глотания, дыхания.

Войта терапия — это активная методика. Её автор — детский невролог профессор Вацлав Войта. Он описал двигательное развитие ребёнка до года и выявил определённые зоны, воздействие на которые вызывает двигательный ответ.

Люди рождаются с готовыми программами движения, которые включаются (или не включаются) по мере взросления. Организм новорождённого уже знает, как хватать, глотать, поворачиваться, ходить и т. д. Обычно к возрасту 12 месяцев здоровые малыши уже проходят всю хронологическую цепочку нормального развития. Это обеспечивает их всеми необходимыми умениями для того, чтобы стоять и делать первые шаги. К врожденным двигательным стереотипам относятся: хватание, переворот, ползание по-пластунски и на четвереньках.

Однако часто из-за нарушений в ЦНС автоматическая активация этих врожденных движений запаздывает и тормозит дальнейшее развитие. И тогда движение разбалансировано, ребёнок не умеет управлять своими позами. Тут и приходит на помощь Войта терапия. Специалист вызывает у пациента непроизвольные двигательные реакции путём фиксации в определённом положении. В процессе активизируются естественные двигательные модели или паттерны движений (рефлекторные локомоции). При надавливании на определенные точки тела происходит непроизвольное движение, одинаковое у всех людей. Регулярное и целенаправленное надавливание закрепляет рефлекс движения, восстанавливает связь между головным и спинным мозгом. В этом суть методики.

Доказано, что данная методика очень эффективна именно на первом году жизни, поскольку мозг ребёнка в этот период удивительно пластичен. Однако Войта терапию можно применять и в более позднее время.

К абсолютным показаниям Войта терапии относят:
  • периферические параличи и парезы;
  • ДЦП;
  • мышечная кривошея;
  • центральные координационные нарушения;
  • врожденные миопатии;
  • синдром поперечного повреждения спинного мозга.

Относительные показания:
  • синдром Дауна;
  • задержка статокинетического развития;
  • нарушение осанки;
  • проблемы с функциями дыхания, жевания, глотания;
  • функциональные нарушения суставов (косолапость, дисплазия тазобедренного сустава).

Противопоказаниями к применению являются:
  • острые лихорадочные и воспалительные состояния;
  • состояние после прививки живой вакциной;
  • несовершенный остеогенез;
  • сердечные и некоторые другие заболевания.
Занятия с психологом
Психологическое сопровождение и консультирование по вопросам развития ребёнка в раннем детстве позволяет быстро, эффективно и вовремя решать потенциальные проблемы, а также разобраться в тех причинах из раннего детства, которые лежат в основе сложностей развития в других возрастах.

Не всегда понятно для родителей малыша, что в его поведении является чертами незрелости и сформируется позже, а с какого рода проблемами необходимо работать уже сейчас. Какие особенности личности укладываются в нормативные показатели, а какие сигнализируют о потенциальных нарушениях.

Кроме того, ребёнок меняется, и в практике психологического сопровождения появляются совершенно новые запросы, требующие грамотного решения. В частности, это может быть проблема самостоятельности, обратной стороной которой является так называемый «парниковый» вариант развития; или проблема формирования ранних эмоциональных связей и будущих границ личности.

Таким образом, работа специалиста направлена на выявление причин возникновения проблемы и поиск её решений. Психолог понимает особенности развития ребёнка, возрастные кризисы, через которые он проходит, закономерности работы его психики, важность различных видов деятельности на определённых этапах его жизни.

Ранний возраст является тем ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. 
В этот период складываются такие ключевые качества, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком.

Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость или, напротив, агрессивность и гиперактивность детей и т. д.), лежат именно в раннем детстве (возраст до 3 лет). Коррекция и компенсация этих деформаций в период дошкольного и школьного возраста представляют существенные трудности и требует значительно больших усилий и затрат, чем их предотвращение.

Обычно в процесс психологической работы детский психолог включает не только ребёнка, но и родителей. В нашем центре абилитации занятия с психологом входят в комплексную психолого-медико-педагогическую абилитацию/реабилитацию. Как правило, психолог работает в тесной связке с логопедом-дефектологом.
Занятия с логопедом, дефектологом
Речь активно начинает формироваться с самого рождения ребёнка. Это сложный процесс, обеспеченный согласованной работой артикуляционного аппарата, органов дыхания и восприятия, а также высших нервных функций. Формирование речи напрямую связано с развитием психики ребенка.

Задача родителей — помочь ребёнку в её становлении и как можно раньше обратить внимание, если у ребёнка развитие речи идёт с отставанием или нарушением. Это касается и возраста малыша от рождения до года. В этот период развитие речи малыша условно делится на четыре неравных по срокам стадии: стадии крика, гуления, лепета, первых слов. Конечно же, нужно помнить, что темпы развития детей могут не совпадать по времени, но все эти стадии ребёнок должен пройти для запуска речи.

Специалисты считают, что начинать работать над запуском речи нужно рано, в 6−7 месяцев, если к этому возрасту не появился лепет. Вообще, рекомендуется стимулировать появление и развитие речи ещё раньше — с рождения. С чего начинать на этом этапе? С формирования общения: контакт глаз, обмен звуками, улыбка — всё это представляет собой невербальный/неречевой диалог и становится основой речевого диалога. Речь, особенно экспрессивная (собственная речь ребёнка) является слабой стороной развития. Это значит, что мы должны формировать общение и речь, не дожидаясь задержки речевого развития малыша.

Если всё же речевое развитие запаздывает, помочь может логопед-дефектолог — специалист по развитию и коррекции речи. Он изучает особенности развития психики и физиологии детей с различными отклонениями в умственном или физическом развитии, выявляет причины возникновения различных нарушений речи и помогает их исправить.

Средние показатели речевого развития имеют значение для определения нормы или патологии. Они могут сдвигаться в зависимости от индивидуальных особенностей малыша и условий его роста. Известно, например, что каждое перенесённое ребёнком раннего возраста серьёзное заболевание «отбрасывает» его немного назад в плане развития умений и навыков. В таком случае ранняя и правильно организованная помощь в этом направлении позволяет подготовить психику и мозг к формированию речи, компенсировать многие нарушения и предупредить вероятные последствия. Это очень важный элемент в процессе адаптации ребёнка к жизни.

Задачи, которые решают логопед и дефектолог:
  • выявление и оценка у ребенка отклонений в речевом развитии;
  • работа над улучшением памяти и произвольного внимания;
  • помощь родителям в правильной организации речевого общения с детьми до года;
  • развитие восприятия и воображения;
  • помощь ребенку в своевременном становлении правильной речи и преодолении задержки речевого развития;
  • работа над особенностями эмоционально-волевой сферы;
  • создание условий для адаптации ребенка в социуме, планирование особых подходов к обучению.

ВАЖНО! Формирование активной речи — важный процесс, протекающий у каждого ребёнка в собственном темпе. Однако при этом родителям нужно следить за тем, чтобы эта индивидуальность не выходила за рамки возрастных норм. Диагностика на ранней стадии речевых дефектов и проведение работы по их устранению позволяет сократить время на исправление, тем самым повышая шансы на успех.
Сухая иммерсия
Сухая иммерсия – отечественное медицинское ноу-хау, пришедшее в педиатрию из космической медицины. Метод оказался весьма эффективным для лечения и профилактики заболеваний нервной системы и опорно-двигательного аппарата у детей, особенно эффективен для недоношенных малышей, используется в абилитации и реабилитации.

В состоянии комфортной микрогравитации (минимального воздействия силы тяжести) и сухого погружения в тёплую среду, ребёнок словно возвращается в условия материнской утробы. На малыша воздействует тепло, организм расслабляется, происходит массаж в состоянии невесомости, мышцы начинают работать по-другому.

Особенно врачи отмечают эффект у детей со спастикой: тонус мышц снижается, ребёнок расслабляется, становится более подвижным, эмоциональное напряжение уходит. 

Метод сухой иммерсии способствует:
  • избавлению от вызывающих стрессы воздействий окружающей среды – через возвращение ребёнка в состояние психофизиологического комфорта;
  • нормализации физиологических показателей, таких как артериальное давление, мышечный гипертонус; 
  • устранение синдромов угнетения ЦНС или повышенной её возбудимости; снижению выраженности патологических изменении в головном мозге детей;
  • снижению возбудимости;
  • нормализации сна;
  • снижению выраженности психовегетативных сдвигов;
  • уменьшению тревожности;
  • повышению способности организма к саморегуляции и самовосстановлению;
  • улучшению окраски кожных покровов: исчезает «мраморный» рисунок.

После курса сухой иммерсии младенцы лучше берут грудь, лучше спят и набирают вес. Во время сеанса дети с преобладанием синдрома возбуждения успокаиваются, часто засыпают, у них отмечаются снижение мышечного тонуса, угнетённые дети слегка активизируются. 

Показания: перинатальные поражения центральной нервной системы, а именно
  • синдром гипервозбудимости, 
  • синдром угнетения, 
  • синдром мышечного гипертонуса, 
  • кефалогематомы.

Противопоказания:
  • крайне тяжёлое состояние ребёнка,
  • острый период травмы центральной нервной системы, 
  • острый период инфекционных заболеваний, 
  • острый отит, 
  • распространённые кожные заболевания.
Светотерапия
Рост перинатальной заболеваемости обусловлен ухудшением состояния здоровья будущих матерей. У большинства как доношенных, так и недоношенных детей с перинатальной патологией отмечается сочетание неврологических нарушений с различными соматическими (в том числе инфекционными) заболеваниями, у многих на фоне генетической патологии и пороков развития.

В то же время медикаментозная терапия у детей в периоде новорождённости по объективным причинам имеет ограничения: из-за незрелости ферментных систем возможны нежелательные побочные эффекты. Кроме того, не разработаны дозировки многих препаратов (особенно у недоношенных детей), велика опасность полипрагмазии (*одновременное и нередко необоснованное применение у одного больного большого количества лекарственных средств, повышает риск развития нежелательных медикаментозных реакций, особенно у детей и пожилых людей).

Поэтому для детей этой возрастной группы необходимо рациональное сочетание фармакотерапии с немедикаментозными методами лечения, к которым, помимо лечебной физкультуры, психолого-педагогической коррекции, музыкотерапии, грудничкового плавания, относится и одна из самых мягких, щадящих методик физиотерапии – светотерапия.

Поляризованный свет особым образом воздействует на органы и ткани организма. Волны поляризованного света раскачивают молекулы тканей, клеток крови, после чего они становятся более активными, приобретают «вторую молодость».

Основываясь на этом принципе была создана лампа «Биоптрон», свет которой оказывает биостимулирующий эффект, способствует укреплению защитных сил организма, стимулирует восстановительные процессы, оказывает обезболивающее и противовоспалительное действие. Поэтому мы применяем этот метод у себя в центре очень широко: у недоношенных детей, при последствиях гипоксии мозга, травмах спинного и головного мозга, задержках психомоторного развития, аутизме, ДЦП и других заболеваниях.

Механизм действия светотерапии объясняют различным влиянием волн определённой длины на физиологические функции организма. Волновые вибрации разных цветов по-разному влияют на организм. Мы используем воздействие цветом в том числе на точки акупунктуры. Свет определённой длины волны вызывает резонансное возбуждение энергетических точек, расположенных на поверхности кожи.

В нашем центре абилитации светотерапия проводится швейцарским аппаратом «Биоптрон». Как работает каждый спектр света?
Красный – оказывает бодрящее действие, возбуждает нервную систему.
Оранжевый – нормализует кровоток, бодрит, помогает снять мышечные спазмы.
Желтый – помогает перевариванию пищи, улучшает процессы запоминания, помогает сконцентрироваться.
Зеленый – антистрессовый цвет, восстанавливает нервную систему.
Голубой – обладает свойством успокаивать, снимать нервозность.
Синий – способствует устранению отёчности, обладает обезболивающим действием.
Фиолетовый – нормализует психическое состояние, восстанавливает дыхание.

В каких случаях светотерапия может помочь? Кому будет полезна терапия аппаратом «Биоптрон»?
Светотерапия становится всё более популярной в педиатрии, благодаря отсутствию побочных явлений, она не противопоказана даже новорождённым и ослабленным детям. Метод успешно применяется для лечения таких расстройств и состояний как:
  • плохо заживающая пупочная ранка
  • желтуха новорождённых
  • отказ от еды или частые срыгивания, плохой беспокойный сон
  • бронхиты, фарингиты, ларингиты
  • насморк, заложенность носа, отиты
  • кожные заболевания, в том числе атопический дерматит и псориаз – поддаются лечению при помощи узкополосного света аппаратом «Биоптрон»
  • гипертонус или, наоборот, слабость мышц верхних и нижних конечностей, тормозящие развитие моторных навыков таких как удержание головы, перевороты со спины на живот и т. п.
  • задержка формирования тазобедренных суставов и ядер окостенения в них
  • нервозность, гиперподвижность, агрессивное поведение
  • головные боли
  • частые ОРВИ и слабая иммунная система
  • травмы, ссадины, раны, ожоги
  • задержка речевого развития: ребенок мало говорит или его речь скудная и непонятна окружающим
  • различные расстройства сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, мочеполовой системы и др., возникновение которых связано со стрессами,
  • при стрессах, неврозах – для снятия напряжённости и предупреждения развития невротических и психосоматических расстройств.
Магнитотерапия
Магнитотерапия – один из универсальных методов физиолечения, основанный на воздействии магнитным полем на конкретную область или весь организм в целом. Особенно эффективен в раннем возрасте, когда восстановление происходит быстрее.

Из всех методов физиотерапии магнитотерапия – самый мягкий и щадящий. Она безболезненна, имеет довольно широкий перечень показаний. Так как магнитные поля проникают через любую поверхность и среду, они успешно используются при наличии гипса, мазевых наложений или каких-либо других медицинских приспособлений.

Под влиянием магнитных волн нормализуется метаболизм, улучшается кровоснабжение, уменьшаются воспаления и отёки, ускоряются процессы регенерации.

Лечение магнитной терапией применяется при:
  • заболеваниях дыхательных органов;
  • проблемах опорно-двигательного аппарата;
  • патологиях ЖКТ и мочеполовой системы;
  • неврологических нарушениях;
  • глазных болезнях.

Противопоказания:
  • индивидуальная непереносимость;
  • острые инфекционные заболевания;
  • наличие гнойных воспалений;
  • злокачественные новообразования;
  • предрасположенность к кровотечениям;
  • психические расстройства.

Детская магнитотерапия легко переносится и не вызывает неприятных ощущений у детей. Наибольший эффект достигается в сочетании с другими физиотерапевтическими методиками.
Массаж
Первым и одним из результативных методов физической реабилитации и абилитации детей первого года жизни с перинатальной патологией является массаж. Частота и длительность процедуры, приемы массажа определяются в зависимости от общего физического состояния, а также структуры нарушений здоровья ребёнка.

Лечебный эффект массажа заключается в мягком физиологическом воздействии на структуру ткани и на весь организм ребёнка в целом. Массаж за счёт механической, тепловой и рефлекторной (через рецепторы кожи, мышц, связок) стимуляции вызывает увеличение кровотока и, соответственно, снабжение кислородом мышц. Это способствует нормализации их тонуса и подготавливает организм к выполнению физиологически правильного двигательного акта.

Сам по себе массаж – как отдельная процедура – не эффективен у детей с перинатальной патологией. Поэтому в нашем центре абилитации массаж назначают как одну из составляющих терапии. Он прекрасно работает в сочетании с кинезиотерапией («лечение движением», представляет собой систему занятий, включающих в себя комплекс различных упражнений на специальном оборудовании), ЛФК, гимнастикой в воде; в общем-то, хорошо сочетается с любым методом физической абилитации.

Наряду с массажем и комбинацией его с любым видом лечебной гимнастики, для активизации всех мозговых центров ребёнку необходимы занятия с педагогами – для получения максимального эффекта от абилитации/реабилитации. 
Мануальная терапия. Остеопат
Мануальная терапия – метод, позволяющий восстановить правильные, физиологичные взаимоотношения в опорно-двигательном аппарате.

Юный и даже грудной возраст ребенка – это наилучшее время для решения проблем с позвоночником или суставами. Эффективность мануальных процедур у детей в несколько раз выше, так как у них скелет еще окончательно не сформировался, он очень мобилен и податлив к воздействию. Это позволяет мануальному терапевту восстановить правильную осанку ребёнка и наладить физиологическое взаимоотношение структур.

Остеопатия – это разновидность мануальной терапии, рассматривающая в качестве первичной причины болезни нарушение структурно-анатомических отношений между различными органами и частями тела – «остеопатическую дисфункцию».

Остеопат – специалист, который производит лечение путём мягкого воздействия рук. Сеанс у остеопата внешне может напоминать лечебный массаж, но это совсем не так – остеопатия подразумевает более глубокий и комплексный подход к решению проблем организма. Специалисты по остеопатии имеют высшее медицинское образование и специальное обучение по курсу «Остеопатия».

Остеопатическое лечение отличается чрезвычайной мягкостью и безболезненностью. Поэтому остеопаты берутся за работу с самыми маленькими пациентами – сеансы можно начинать буквально с первого дня жизни и, если необходимо, продолжать еженедельно в течение первых трёх месяцев.

В её основе лежат щадящие методики воздействия на капсулы внутренних органов, связки и мышцы, методы расслабления (нормализация крово- и лимфотока, движения ликвора, восстановления микроподвижности). Основным механизмом является активация адаптационных механизмов, которые безболезненно устраняют функциональные блоки и нормализуют функцию органов. Благодаря своей мягкости, остеопатия используется в том числе и в лечении новорождённых детей.

80 % детей появляются на свет с родовыми травмами разной степени тяжести, которые не всегда могут быть замечены врачами в родильном отделении. Не стоит забывать, что роды – это серьёзное испытание не только для матери, но и для ребёнка. Даже если роды прошли успешно, консультация остеопата не будет лишней, он оценит состояние костей и суставов малыша и даст необходимые рекомендации. В случае тяжёлых родов, родов с применением вакуум-экстракции или наложения акушерских щипцов посещение остеопата необходимо и обязательно. Кесарево сечение, несмотря на кажущуюся лёгкость процесса, тоже имеет свои побочные эффекты для малыша – в частности, при таком способе появления на свет не происходит «природного моделирования» костей, которое проистекает в естественных родах при проходе младенца через родовые пути. Таким детям тоже рекомендуется визит к остеопату.

Курсовое лечение у остеопата поможет при:
  • гипертонусе;
  • повышенном внутричерепном давлении;
  • кривошее;
  • косоглазии;
  • последствиях гипоксии;
  • дискомфорте в области желудочно-кишечного тракта.

При своевременном обращении специалист успешно справляется с такими неврологическими недугами, как:
  • лёгкие формы детского церебрального паралича;
  • перинатальная энцефалопатия;
  • минимальные мозговые дисфункции (лёгкие изменения центральной нервной системы; могут быть последствиями таких родовых травм, как асфиксия, повреждение шейного отдела позвоночника, гипоксия плода и др.).

Когда ещё следует обратиться к остеопату? Если вы замечаете, что ваш малыш:
  • умеет самостоятельно держать голову с первых дней жизни;
  • не может лежать на спине;
  • часто и обильно срыгивает;
  • плачет во время кормления, часто отказывается от еды;
  • страдает запорами и сильными кишечными коликами;
  • плохо спит;
  • тяжело засыпает, даже при постоянном укачивании;
  • спит только во время движения коляски или автомобиля;
  • предпочитает лежать всегда на одном и том же боку, при попытках переложить на другой, всегда плачет;
  • запрокидывает голову назад во время сна;
  • часто беспричинно плачет.
Метод Томатис
Девочка сидит за столом в наушниках. Со стороны может показаться, что она рисует и просто слушает музыку. На самом деле музыкальные треки обработаны особым образом с помощью специальных фильтров. В каждой музыкальной композиции содержатся свои уникальные настройки, которые подбираются индивидуально для каждого ребёнка в зависимости от задач, поставленных в начале работы.

Это «Томатис» – метод нейросенсорной стимуляции с помощью специально обработанного звука.

При каких нарушениях рекомендован метод?
  • Речевые проблемы (алалия, задержка речи, недоразвитие речи, низкий словарный запас, заикание/логоневроз, дизартрия, ринолалия, нарушения письменной речи, чтения – дислексия, дисграфия и др.). Плохая успеваемость к школьников, дискалькулия, мутизм ДЦП.
  • Расстройство аутистического спектра (РАС), аутизм (при данном нарушении особенно рекомендован Томатис, так как он специальным образом влияет на коммуникацию ребенка).
  • Гипердинамический синдром (синдром дефицита внимания с гиперактивностью).
  • Умственная отсталость, синдром Дауна, задержки развития, асинхронное развитие.
  • Сочетанные нарушения (совокупность нескольких психофизических нарушений у ребенка). Вторичные нарушения развития при потере зрения.
  • Невротические расстройства. Эмоциональные проблемы: истощаемость, постоянные капризы, истерики, страхи, агрессия. Трудности поведения. Вялость, апатичность, гипотония. Проблемы сна, тревожность.

В основе метода лежит связь среднего и внутреннего уха с мозгом и нервной системой. Посылая звуковые волны с различными параметрами в ухо, а через него в мозг, специалист целенаправленно может влиять на те или иные функции психики ребёнка: например, снять излишнюю тревожность, наладить сон, уменьшить возбудимость или, наоборот, усилить концентрацию, повысить способности к коммуникации.

Метод обладает огромными возможностями, но не является «волшебной таблеткой». Важно соблюдать рекомендации специалиста, а также усиливать эффект между курсами: заниматься с профильными специалистами (логопед, дефектолог, психолог и т. д.); больше общаться с ребёнком дома, играть, читать, слушать музыку; улучшать качество общения внутри семьи. 

Противопоказания: 
  • Во время обострения любого заболевания. 
  • При обнаружении эпилептической активности головного мозга, предполагающей возможность возникновения припадка (судорог).
  • При артериальной гипертензии в тяжёлой форме. Её проявлением служит повышенное давление, что приводит к нарушению функций сердца и структуры артерий. 
  • При любых заболеваниях, приводящих к возникновению даже доброкачественных опухолей.
СаундБим
СаундБим («музыкальный луч») – это многофункциональная система, снабжённая высокочувствительными датчиками движения, которые позволяют пользователям с любым уровнем когнитивного и физического развития создавать и выражать музыку.

Как работает? 
СаундБим посылает поток ультразвуковых импульсов, улавливает прерывание, измеряет время, за которое импульс дошёл до препятствия и возвратился в виде эха; расшифровывает информацию в виде нот различной высоты с помощью аналогово-цифрового преобразователя и формирует указания по воспроизведению нот.

Как это поможет в абилитации?
СаундБим представляет собой средство, с помощью которого ребёнок с серьезными отклонениями в развитии или физическими недостатками может выразить себя и начать общаться через музыку и звук. Систему легко отрегулировать для реагирования на самые мелкие и самые размашистые движения и тем самым способствовать решению широкого спектра проблем для каждого пациента. Высокая чувствительность луча позволяет «играть» музыку даже детям, крайне ограниченным в движениях, а электронные технологии позволяют создать огромную палитру звуковых миров, освобождая их автора от традиционных ограничений.

Показания: 
СаундБим позволяет ребёнку с серьёзными отклонениями (аутизм, интеллектуальные нарушения, ДЦП, нарушения слуха, зрения, речи) выразить себя и начать общаться через музыку и звук. 

Некоторые направления использования системы СаундБим у пациентов с ограниченными возможностями:
  • развитие мелкой моторики и гашение непроизвольных движений,
  • улучшение ходьбы, развитие и закрепление правильной осанки,
  • улучшение общей подвижности пациента,
  • развитие ощущения собственного тела в пространстве,
  • обучение способности слушать и концентрировать внимание,
  • развитие мотивации,
  • открытие способности к импровизации и творческой активности,
  • развитие навыков общения,
  • развитие настойчивости в достижении цели. 
Микрополяризация
Микрополяризация – это воздействие на головной мозг низкочастотного электрического тока небольшой силы. Улучшает связь между нервными клетками и структурами мозга, способствуя восстановлению их функциональности: во время сеансов к процессам компенсации и восстановления нарушенных функций подключаются резервные участки мозга, благодаря чему происходит самореорганизация работы мозга на «правильный» лад.

После прохождения курса терапии снижаются признаки функциональной незрелости, повышается способность к обучению, улучшается память, речь, зрительные функции. Перед назначением обычно проводятся все необходимые анализы и исследования, устанавливающие полноценный и точный диагноз или патологическое состояние. 

Как проходит процедура? 
На голову пациента надевают специальный шлем, фиксирующий в нужном положении небольшие электроды, затем выставляют необходимые настройки на аппарате и включают его. Микрополяризация головного мозга не вызывает никаких болезненных ощущений. Даже самый маленький ребёнок хорошо переносит такие процедуры. Присутствие рядом мамы во время выполнения процедуры помогает несколько снизить повышенную тревожность и чрезмерную эмоциональность у ребёнка.

Продолжается сеанс около 30-50 минут, в течение которых совсем необязательно неподвижно сидеть: он может читать, заниматься с реабилитологом или логопедом, выполнять любую интересную ему работу. Процедуры безболезненны и не сопряжены с риском каких-либо побочных реакций или осложнений. 

Показания:
  • Детские церебральные параличи (спастическая, мозжечковая, гиперкинетическая, смешанная форма любой степени тяжести) и другие органические поражения ЦНС
  • Задержки речевого развития (алалии, афазии, эхолалия)
  • Задержки нервно-психического развития
  • Сенсоневральная тугоухость
  • Патология зрения (косоглазие, амблиопия, нистагм)
  • Эпилепсия
  • Нарушение поведения и проблемы обучения (СДВГ, импульсивность)
  • Сосудистые заболевания головного мозга
  • Черепно-мозговые травмы
  • Неврозы и неврозоподобные состояния.

Противопоказания:
Микрополяризация противопоказана при индивидуальной чувствительности к действию электроимпульсов. Лечение током не проводят:
  • при дерматологических заболеваниях, локализующихся в месте закрепления электродов;
  • при повышенной возбудимости пациентов;
  • детям с аутизмом, которые склонны к истерическим реакциям;
  • пациентам, которые имеют сосудистые патологии;
  • больным с новообразованиями;
  • одновременно с приёмом психотропных медикаментов;
  • одновременно с проведением курса других физиопроцедур.
Танцетерапия
Двигательная активность всегда являлась мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, выступают как оздоровительный фактор – этим можно объяснить высокую эффективность танцевальной терапии.

Использование данного метода позволит не только развивать творческие способности у детей с ограниченными возможностями здоровья, но и в определённой мере улучшать психодинамические функции.

Танцевальная терапия для детей заключается в том, чтобы ребёнок мог выразить свои эмоции через танец, вытанцевать своё настроение, ощущения. Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие.

Ритмическая структура музыки, её динамическая окрашенность, изменения в темпе вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз. 

К тому же ритмические движения 
  • укрепляют разные группы мышц и улучшают работу суставов,
  • снимают мышечное напряжение,
  • помогают избавиться от чувства неуверенности, повысить самооценку, 
  • повышают стрессоустойчивость, 
  • а также воздействуют на такие способности, как быстрота, точность и синхронизация движений. 

Для танцевально-двигательной терапии нет ограничений по возрасту или по диагнозу. Существуют уникальные программы для детей, корректирующие дисгармоническое развитие ребенка (такие, как задержка психического развития, аутизм, минимальная мозговая дисфункция и т. д.).
Арт-терапия
Арт-терапия – это лечение искусством, творчеством. Её психокоррекционная цель – терапевтическое воздействие при решении внутренних психологических конфликтов, проблем коммуникации и социализации детей с ограниченными возможностями. Применяется такой метод лечения при проблемах эмоционально-личностного развития, в том числе аутизме, задержке умственного развития, нарушениях речи, слуха, зрения, двигательных функций.

Отличается от кружка по рисованию, музыке или актёрскому мастерству тем, что цель не создать объект искусства, а работать с собственным «я». Арт-терапия фокусируется не на результате, а на процессе, поэтому для занятий совсем необязательно иметь творческие навыки.

Успокаивающая и пробуждающая творческие способности непряденая шерсть. Первозданный или упорядоченный, но всегда красивый хаос нейрографических линий и кругов. Рисование пастелью, где даже первые пробы получаются очень красочными и интересными, что только способствует дальнейшему увлечению рисованием. Такие занятия проходят у нас в нейростудии «Баланс здоровья», где можно погрузиться в магию арт-терапии. Студия открыта для детей и взрослых. ⠀

ЧТО МОЖЕМ ПРЕДЛОЖИТЬ ДЕТЯМ?
  • Правополушарное рисование. Быстро повторяя за руководителем приёмы, не успевая логически мыслить и анализировать, получаем на бумаге удивительный для себя результат. 
  • Рисование пастелью. Тактильные ощущения от пастели ускоряют творческие процессы, от такого рисования получаешь только удовольствие. 
  • Фелт-терапия. Взаимодействие с приятной на ощупь, податливой шерстью и смешивание цветов приносят душевный комфорт и доставляют эстетическое удовольствие. 
  • Нейрографика. Решение психологических проблем графическим способом – создаём новые нейронные связи в мозге и, следовательно, меняем процесс мышления. ⠀

Кроме этого, мы набираем группы коррекционных занятий для детей. Курс состоит из 21 рисунка. Каждый направлен на решение какой-либо проблемы: например, проработка страхов, тревожности. Перед началом курса и после проводится диагностика рисунком. Этот курс для детей от 4-5 лет.
Для взрослых проводятся мастер-классы по вышивке лентами, медовым свечам, мандалам (плетение из ниток), нейрографике.
Метод сенсорной интеграции (при помощи сенсорно-динамического комплекса «Дом Совы»)
Дом Совы — одна из новейших сертифицированных российских разработок в области абилитации и реабилитации детей, представляет собой комплекс тренажёров. Занятия на них рекомендованы при проблемах двигательной системы, ДЦП лёгкой формы, аутистических расстройствах, задержках развития.

Терапия зависит от индивидуальных потребностей ребёнка. В зависимости от целей под руководством инструктора по АФК ребёнок выполняет специально разработанную для него программу сенсорной интеграции: кувыркается, кружится, раскачивается, при этом задействованы слух, зрение, тактильное восприятие, вестибулярный аппарат.

Сенсорная интеграция — это процесс передачи сенсорных сигналов. Благодаря этому головной мозг контролирует реакции тела, эмоции и поведение.

Нарушение сенсорной интеграции — это состояние, при котором мозг испытывает проблемы с получением и реагированием на информацию, поступающую через органы чувств.
Ребёнок с нарушением сенсорной интеграции может казаться неловким, неуклюжим, иметь трудности с координацией движения. Таким детям бывает сложно общаться, играть, они испытывают значительные проблемы с обучением. Кроме того, стресс, вызванный таким состоянием может привести к тревоге, проблемам с поведением, депрессии.

Пространство «Дома Совы» организовано таким образом, что на занятиях улучшается способность ребёнка контролировать свои движения. Поддержание баланса и координации активирует работу левого и правого полушария. Развитие получает как тело, так и мозг. Активные и разноплановые упражнения заставляют сердце чаще биться, следовательно, улучшается кровоснабжение мозга, и он начинает работать лучше. Разнообразные вариации использования снарядов способствуют развитию физической силы, телесной пластики, ловкости, баланса и координации.

Также в ходе работы с ребёнком создаются новые ситуации, благодаря которым он учится новым способам быстро принимать самостоятельные решения. В процессе значительно улучшаются все когнитивные процессы и, как следствие, академическая успеваемость.

В дополнение к комплексу «Дом Совы» в нашей нейростудии есть вибромузыкальный бассейн — важнейший элемент детских игровых и сенсорных комнат. Применяется для психоэмоциональной разгрузки, зрительной, звуковой и тактильной стимуляции.

ПОЛЬЗА СУХОГО БАССЕЙНА:
Эффект массажа. Каждый раз, погружаясь в шарики, ребёнок испытывает их точечное давление по всему телу. Такой массаж тонизирует мышцы и снимает напряжение, что важно для психики и физического самочувствия.
Развитие мышления. Когда ребёнок перебирает шарики, идёт укрепление пальцев и всей кисти руки (развитие мелкой моторики), что влияет в свою очередь на формирование головного мозга и становление речи.
Тренировка мышц и вестибулярного аппарата. Когда малыш активно двигается, укрепляются все группы мышц, которые участвуют в том числе и в формировании мышечного корсета и осанки. Ко всему прочему развивается сенсомоторная реакция, вырабатываются навыки безопасного падения, чувство равновесия.
Тактильные ощущения. Движения в «волнах» сухого бассейна вызывают разнообразные тактильные ощущения по всему телу и придают приятные физические ощущения. Игры способствуют расслаблению, снятию стресса.

Ребёнка не надо учить играть в сухом бассейне. Стоит опустить его в массу шариков, и он сам решит, что ему делать: нырять, плавать, спокойно полежать или перебирать шарики в руках.

Наш вибромузыкальный бассейн расположен в нейростудии «Баланс здоровья», в изолированной от солнечного света комнате, что даёт возможность погрузиться в мерцание огней и насладиться классической музыкой.
Made on
Tilda