Запись на прием
Оставьте ваши контактные данные и мы свяжемся с вами
Нажимая кнопку вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Абилитация – первоначальное формирование способности к чему-либо, создание тех навыков, которых ещё не было.

Что такое абилитация

Мы часто слышим слово «реабилитация», и даже люди далёкие от медицины понимают, о чём идёт речь. А вот термин «абилитация» не так широко распространён. Так в чём же разница между этими двумя понятиями?

Если коротко, реабилитация – это восстановление утраченных способностей, а абилитация – первоначальное формирование способности к чему-либо, создание тех навыков, которых ещё не было.
Новорождённые поступают в отделения интенсивной терапии и реанимации по разным причинам. Это может быть связано как с глубокой недоношенностью ребёнка, так и с множеством других причин, требующих экстренных мероприятий по реанимации и неотложной терапии. Дети выписываются из таких отделений с разными диагнозами, в числе которых наиболее частые – гипоксически-ишемическое поражение нервной системы, последствия внутрижелудочковых кровоизлияний, ретинопатия недоношенных, нейросенсорная тугоухость, синдром двигательных или тонусных нарушений, гипертензионно-гидроцефальный синдром, судорожный синдром, задержка психомоторного и доречевого развития.
Родители, оставшись наедине с таким ребёнком после выписки из больницы, не очень хорошо понимают, что нужно делать дальше, и принимают либо выжидательную тактику – «авось само пройдёт», либо бегают по врачам в поисках волшебной «таблетки», методики или врача. Многие родители вообще не знают, какие навыки должен иметь здоровый ребёнок в соответствующем возрасте. Поэтому мы особое значение придаём просветительской деятельности и обучению как родителей, так и специалистов.
Что делать, чтобы этого не случилось?
Всем новорождённым детям, выписанным из отделений интенсивной терапии и реанимации, необходима консультация специалиста по раннему развитию (педиатр, дефектолог, психолог), который оценит наличие дефектов или задержки в развитии ребенка и определит необходимость и методы абилитации – системы психолого-медико-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение, лечение, коррекцию отклонений в развитии детей раннего возраста.

О чём важно помнить?

1. Роль времени. Время дорого!

Резервные возможности мозга человека – главный козырь абилитации. В раннем возрасте мозг ребёнка пластичен, поэтому комплексный подход в сенситивные периоды первого года жизни помогает максимально эффективно использовать компенсаторные возможности ребенка и минимизировать последствия тяжёлого поражения мозга. Те участки мозга, которые не пострадали, берут на себя функции поврежденных участков.
Важно не упустить время. Начинать абилитацию таких детей необходимо сразу после выписки из больницы и продолжать как минимум до года. Исследования показали, что начало абилитации в 200 дней после выписки новорождённого, позволяет восстановить до 50 % функций.
2. Мультидисциплинарный подход.

Технология оказания помощи в центре абилитации предусматривает следующую последовательность этапов:
  • первичная оценка развития ребенка и потребностей семьи;
  • обсуждение первичной оценки специалистов и выбор команды;
  • создание, выполнение индивидуальной программы абилитации и обучение родителей;
  • мониторинг и оценка результатов выполнения программы;
  • выдача рекомендаций по дальнейшей работе с ребёнком в домашних условиях.
При поступлении ребёнка к нам в центр за ним закрепляется персональная команда, в которую входят специалисты разных профилей:
  • Врач-педиатр – командный лидер, наблюдает за ребёнком и координирует действия мультидисциплинарной команды.
  • Физический терапевт отвечает за восстановление двигательных функций, проводит массаж, Бобат-терапию, Войта-терапию, подбирает индивидуальные методики.
  • Психолог объясняет родителям проблемы ребёнка, учит общению и принятию малыша, помогает преодолеть возникшие психологические трудности. Психологическая помощь направлена на то, чтобы каждый малыш мог сформировать и укрепить определенные навыки здоровой жизнедеятельности.
  • Логопед-дефектолог изучает особенности развития психики и физиологии детей с различными отклонениями в умственном или физическом развитии, выявляет причины возникновения различных нарушений речи и помогает их исправить.
  • Медсестра по физиотерапии проводит назначенные врачом физиотерапевтические процедуры (свето- цветотерапия, магнитотерапия, сухая иммерсия).
Команда специалистов определяет ближайшие и перспективные цели. Динамика состояния непрерывно отслеживается специалистами, при необходимости вносятся коррективы.

Семья играет большую роль в процессе работы специалистов с ребёнком, поэтому на всех процедурах присутствуют и обучаются родители или лица их заменяющие.
3. Мировые стандарты.

В нашем центре внедрена европейская модель абилитации и реабилитации, которая доказала свою эффективность во всём мире. Мы делаем акцент на интенсивность терапии при индивидуальном подходе к каждому ребёнку. Используем методы и подходы, которые доказали свою результативность и используются в ведущих центрах России и за рубежом.

  • Количество занятий для ребенка от 4 до 6 в день в зависимости от состояния ребенка.
  • Продолжительность интенсивного курса 10 дней.
  • Возможен режим 1-3 раза в неделю с посещением отдельных занятий по назначению педиатра.
  • Все занятия проводятся индивидуально.

Наш центр учитывает тот фактор, что в процессе лечения в стационаре дети испытывают боль и страх. Это тормозит развитие ребёнка. С помощью цветотерапии мы помогаем малышам избавиться от страха и боли.
4. Высокая эффективность.

Для оценки эффективности мы используем бальную оценку психомоторного и речевого развития ребенка до и после абилитации на основе тестирования. Оценка проводится специалистами совместно с родителями в момент поступления ребенка и затем после курса абилитации. Суммарный балл оценивает врач.

Для детей разного возраста используются разные шкалы. Шкалы включают в себя показатели, характеризующие двигательные навыки, социальную адаптацию, слух, речь, понимание языка, способность к игре, самообслуживанию и др. Шкалы позволяют оцифровывать реальные возможности ребенка, отслеживать динамику абилитационного процесса и фиксировать достигнутые результаты. Увеличение суммарно балла психомоторного и речевого развития является доказательством результативности абилитации.
Made on
Tilda